Выставки

«Герои и иллюзии» — выставка видеоарта и инсталляций XV международного фестиваля анимационных искусств «Мультивидение»

Музей современного искусства ЭРАРТА, В.О., 29-я линия, 2

с  25 октября по 4 декабря.

Фестиваль «Мультивидение» продолжает исследование анимации как изобразительного искусства. Уже седьмой год в конкурсе фестиваля существует номинация «Лучшая видеоинсталляция», созданная специально для анимационных работ, которые ближе к «живой» картине, скульптуре или декорации, нежели к кино. С каждым годом на конкурс поступает все больше интересных работ, и выбрать лучших становится все  сложнее. Финалисты конкурса — 23 произведения видеохудожников из разных стран мира, а также несколько работ вне конкурса представлены в этой экспозиции.

Тема выставки этого года —  «Герои и иллюзии» позволяет понаблюдать за  движущей силой сюжета в игровом кино — волей личности, в среде ненарративной анимации.  Даже в калейдоскопе цветов и форм, явленных в абстрактных работах, все же присутствует имплицитный герой.

В абстрактных работах Макса Хаттлера (Германия) выражена воля и субъективность в чистом виде. Этот фильм — аллегория акта художественного творчества, способного формировать рельеф нового мира. То же мы наблюдаем в «Орогенезисе» Бориса Лаббе (Испания). Только вот есть ли в сотворенных  мирах смысл?  Его ищут и герои работ «На проволоке»  венгерки Жандры Патаки и фильм «Области глубокого знания» корейской художницы Сеунг Хи Кима. Возможно, смысл заключается именно в поиске.  Художник видит прекрасное даже в бессмысленных действиях своих собратьев по разуму. Так, страшная война и скитания выселенного с родной земли народа  преображаются в живопись, как в работах «Битва при Сан-Романо» швейцарца Жоржа Швицгебеля и «Нютаг – край родной» канадки Алиси Теленгут.

Этот тип внутреннего героя художника смотрит на мир с романтической иронией, в шлегелевском понимании: «Ирония – есть ясное сознание вечной оживленности, хаоса в бесконечном его богатстве». Именно такое богатство вполне может быть собранием персонажей культуры (как в работе Андрея Сикорского), жизненных типажей  в  «Смирно!»  немки Ребекки Блохер или экспонатов музеев,  как в «Реорганизации» израильтян Оси Вальда  и Рикардо Вердесхайма. Или, например, богатство знаковых произведений живописи в «Смеющемся пауке» Кеичи Танаами (Япония), или традиций национального искусства в китайском «Перышке» и греческой «Энигме»,  или в наборе бумажных иллюзий «Иллюзий Жозефа» Паскуале д’Амико (Италия).

Герой блуждает в калейдоскопе иллюзий и теряется в нем,  а сами иллюзии становятся героями, движущими силами сюжета. «Снилось ли Чжуан-цзы, что он  бабочка, или бабочке снится, что она – Чжуан-цзы?», – спросил однажды великий китайский мудрец и философ. В работе Счастливые» голландской художницы Элис Сэй  нильский гусь исполняет завораживающий шаманский танец, думая при этом, что он управляет миром, но в итоге тонет  в толпе таких же гусей, танцующих под медитативную песню о бытовых неурядицах с припевом  «Как жаль! А ведь люди должны быть счастливыми!». Трудно быть счастливыми в наше время без героев, когда героями времени становятся иллюзии. Ожидает ли нас ретро-будущее? Ответ вы найдете на выставке.

 

 

«Внутренние герои» (Андрей Сикорский/Россия/2017)

Иногда, чтобы понять что-либо о себе, художник должен извлечь наружу своих накопленных за время жизни внутренних героев и увидеть, как они изменились. Это самые разные персонажи, от «Титаника» до Белоснежки, от Ленина до Буратино, от Зеленой Собаки до Мухомора. Кто они, откуда и куда идут?

«На проволке»/WireLess (реж. Szandra Pataki/ Hungary/2016/6’40)

Экспериментальный фильм о мире  из бесконечной стальной проволки метафорически рассказывает о том, как все мы связаны и зависим друг от друга.

«Область глубокого знания»/The Realm of Deepest Knowing (реж. Seung Hee Kim/Republic of Korea/2017/ 3’30)

Каково это – в момент испытаний прорваться сквозь другого человека, добраться до самого глубокого места в сердце и осветить тьму, наполнив друг друга знанием о единстве?

«Невус»/Nœvus (реж. Samuel Yal/ France/2016/7’57)

О тайне, которую хранит женственность и о хореографии её метаморфоз.

«Смирно!»/Too Tame! (реж. Rebecca Bloecher/ Germany/2017/6’41)

Семь главных героев застревают в своих рутинных привычках. Поскольку их свободу легко ограничить, их индивидуальность — только кажущаяся. Но шоу должно продолжаться, а деньги — крутиться. Аплодисменты!

«Счастливые»/Mark Lotterman – Happy (реж.  Alice Saey/Netherlands/2017/6’35)

Гусь распускает перед нами чары своего соблазнительного танца, и его неуклюжие движения нас  очаровывают. Гуся разрывает желание выразить свою индивидуальность.  Так же и у людей, которые хотят быть счастливыми. История о поиске собственной личности через, казалось бы, яркую индивидуальность, но которая все равно неизбежно оказывается одной из множества себе подобных.

«Виртуальные актеры китайской оперы»/Virtual actors in chinese opera (реж. Tobias Gremmler/ Hong Kong, Taiwan/ 2016/ 3’25)

Эти виртуальные актеры созданы для театральных постановок на стыке китайской оперы и New Media. В их основе – цвета и силуэты традиционног

о театрального костюма и традиционный танец. Основная идея проекта — проследить, как все это может повлиять (пусть и виртуально) на человеческое тело.

«Битва при Сан-Романо»/Battle of San Romano (реж. Georges Schwizgebel/ Switzerland/2017/2’25)

Ожившая картина страшной битвы воплощается в шедевре живописи XV века авторства Паоло Учелло.

«Смеющийся паук»/The Laughing Spider (реж. Keiichi Tanaami/Japan/2016/ 7’24)  

Кеичи Танаами — один из самых авангардных анимационных режиссеров. Он получил широкое признание как дизайнер-аниматор, и был удостоен упоминания Japan Advertising  Artists  Club — одной из самых престижных дизайнерских наград. Несмотря на то, что дизайн с тех пор является его основной сферой деятельности, он работал в разных направлениях искусства — живопись, скульптура, дизайн печатных изданий, театр и кино. « Память о воздушных атаках, которые я испытал в раннем детстве, всегда дает сильный стимул и необъяснимое беспокойство моим работам», — говорит он.

«Реорганизация»/Re-Organization (реж. Osi Wald, Ricardo Werdesheim/Israel/2017/11’)

Путешествие по каталогам Музея Израиля за последние 50 лет, это — бесконечный источник вдохновения. Искусство всех времен, археология, афганские невесты, бабочки, капуста, баухауз, сигаретная реклама, конечности, квадраты цвета … В конце концов авторы фильма понимают, что картина получается уже не об искусстве как предмете потребления, а, скорее, историей о том, что возникает между художником, его произведениями и наблюдателями.

«Перышко»/The  Plume (реж. Huang Ying/China/2017/9’09)

Первый в Китае четырехслойный 3D-стереоскопический художественный фильм.  3D-анимация и визуальные эффекты воссоздают традиционную китайскую школу изображения цветов, гиперреалистичную живопись и изобразительные особенности современного пейзажного рисунка.  Тонкость линий в сочетании с развернутой до трех измерений картиной передают красоту каждого из четырех времен года и любовь к творению в целом. Сочетание народных инструментов и фьюжн-оркестровки придает фильму более космополитичный характер. Серый означает конец месяца в лунном календаре. Весна —  встреча, лето — игра, осенью — вить гнезда, зимой проходить испытания. Но это не так печально, как может показаться на первый взгляд.

«Энигма»/Aenigma (реж. Aris Fatouros/Antonis Ntoussias/Greece/2016/10’06)

Греческая стереоскопическая CG анимация, вдохновленная произведениями греческого сюрреалиста Теодора Пандалеона. Реквием форме, Богине, вечной Еве, искусству. От идеализации и священного поклонения — к наслаждению и оплодотворению, к трансформации и размножению, к  разложению, осквернению и вандализму, к осуждению и подчинению, к падению в вечный ад. И к мечте о возрождении.

«Калейдоскоп»/Kaleidoscope (реж. Murat Sayginer/Turkey/2017/3’23)

Настоящий полёт через туннель калейдоскопических фотографий.

«Десять в степени минус сорок три секунды»/Ten to the minus forty three second (реж. Clément Courcier/ France/ 2016/13’57)

Вселенная состоит из мгновений. Несколько секунд в космосе, несколько здесь, сколько нужно для человека и для растения? Три разных дороги постепенно сливаются в ту, что ведет к сердцу материи.

«Орогенезис»/Оrogenesis (реж. Boris Labbé/ Spain/ 2016/7’51)

Орогенезис – это горообразование, процессы или движения земной коры, в результате которых происходит образование складчатых горных хребтов. Эта история — абстрактное предположение о том, как могли сформироваться горы.

«Разделительные соединения»/Divisional Articulations (реж. Max Hattler/Hong Kong/ 2017/4’33)

Коллаборация композитора Lux Prima и видео-художника Макса Хаттлера. В ней аналоговая музыка и цифровая геометрия сообщаются, создавая массу разделительных соединений – как во времени, так и в пространстве.

«Пять: Скерцо»/Five: Scherzo (реж. Max Hattler/Team Five/ Hong Kong/2017/17’43)

Абстрактная анимация, визуальное представление третьей части Пятой симфонии Густава Малера. Совместный проект знаменитого Макса Хаттлера и студентов Гонконгского университета медиа-искусств.

«Танец колибри»/Hummingbird Minuet (реж. Yu-Jhen Lin/Taiwan/2017/2’06)

В основе работы – феномен этой необычной птицы. Множество рисунков прыжка, съемки колибри, добывающей нектар и другие её суперспособности.

«Иллюзия Жозефа»/L’illusion de Joseph (реж. Pasquale D’Amico/Italy/2017/2’12)

«Виртуальная реальность, видео на 360 градусов, социальные сети, видеоигры, которые выглядят как фильмы и фильмы, похожие на видеоигры: я думаю, что большая часть сегодняшнего мира развлечений чудовищна, и это уже не просто иллюзия глаз, но часто иллюзия ума, — говорит автор. — Не знаю, как вы, но меня среди всех этих инновационных турбин все еще привлекают древние методы и инструменты. Некоторое время назад я столкнулся с античным оптическим инструмент фенакистоскопом, изобретенным в 1832 году Жозефом Плато (в честь него и назван фильм). Он отображает анимированные изображения. Затем я нашел некоторые сканы этих кругов в интернете, и анимировал их в цифровом виде. Результатом поиска формы стала стоп-моушн анимация из бумажных игрушек в стиле девятнадцатого века, с которых начинается и заканчивается фильм».  Музыка: Al-Marancа.

«Гастацикл»/GastaLoops (реж. Nicola Gastaldi/ UK/ 2016/4’14)

«Гастацикл» — это очень личный проект Николы Гастальди. Используя три основных цвета: белый, красный, черный, художник воссоздает атипичную вселенную типичного жителя Лондона в виде марафона из 100 анимационных циклов, идущих в течении 100 дней.

Eх Terrat (реж. Reinhold Bidner/ France/2016/5’45)

Экспериментальная анимация, в основе который – пейзажи Парижа и его жители. Правда, лица парижан собраны на более темной стороне спектра и анимированы различными методами.

«Погоня»/Chase  (реж. Páraic Mc Gloughlin/ Poland/2017/ 3’15)

Снятый в Ирландии и Польше фильм-путешествие, в котором, среди прочего, исследуются идеи решения, выбора, последствий, обстоятельств  и времени. Фильм о том, как мы пытаемся найти что-либо, как  все мы похожие и разные одновременно.

«Нютаг-Край родной»/Nutag-Homeland/ (реж. Alisi Telengut/ Canada/2016/6’0)

Визуальная поэма и сюрреалистический реквием о калмыках, массово депортированных с родных земель в период с 1943 по 1957 годы. Прежде, чем вернуться на родину, многие из них погибли. Фильм построен на живописных полотнах, уносящихся в историю человечества и рассказывающих о вечных для человека темах — родине и соплеменниках. Согласитесь, эти темы и сейчас звучат не менее пронзительно.

«Ретро будущее»/Retro Future (реж. Mirai Mizue/Japan/2015/6’55)

Мир будущего, который мы представляли в детстве довольно сильно отличается от нынешней реальности…

Вернисаж выставки состоятся в Эрарте 31 октября в 19.00.

Вход по пригласительным.